Кировоградскому
музею И.К. Карпенко-Карого исполнилось 16 лет. По-своему
поразительно, что был он создан в первые годы
независимости Украины - когда всё вокруг
рушилось и разваливалось. Но решение о создании
музея было принято городским советом
Кировограда более чем за два года до
официального открытия, от которого музей и ведет
отсчет своей истории, и, как ни трудны были те
годы, твердо доведено до конца. К 150-летию со дня
рождения И.К.Карпенко-Карого, в сентябре 1995 года,
новый музей на улице Тобилевича открыл двери
первым посетителям.
Музей, как вспоминает бессменный его
директор Екатерина Лесняк, начинался с нуля.
Карпенко-Карый (Тобилевич) из семнадцати лет в
Кировограде, до переезда на Хутор "Надія",
прожил в этих стенах одиннадцать лет. Дом стал
центром культурной жизни Елисаветграда. В нем
бывали композитор Николай Лысенко, драматург и
режиссер, один из создателей профессионального
украинского театра Марк Кропивницкий,
знаменитая актриса Мария Заньковецкая и многие-многие
другие. Однако время не сохранило здесь ни
единого подлинного предмета, принадлежавшего
драматургу, ни единого документа или фото.
Начался творческий поиск. Одним из его
направлений, рассказывает Екатерина Евгеньевна,
стало желание представить И.К.Карпенко-Карого не
только как драматурга, но и как театрального
критика. Елисаветград с 30-х годов XIX века был по-настоящему
театральным городом, множество творческих
коллективов приезжало сюда на гастроли. В "Елисаветградском
вестнике" публиковались театральные рецензии
Карпенко-Карого, но найти их теперь можно было
только в московских Химках, в архиве
периодических изданий царской России.
И здесь директора ждала первая
неожиданность - не удалось разыскать ни одну из
публикаций, хотя их даты считались доказанными и
подтвержденными.
Как по наитию, Екатерина Евгеньевна
поехала в московский театральный музей имени
Бахрушина и, к своей радости, нашла в его фондах
сборник научной конференции, где в одном из
исследований обнаружились совсем другие даты.
Повторная поездка в Химки подтвердила их
подлинность...
Благодаря таким поездкам-экспедициям (в
Москву, Киев, Львов, Одессу и т.д.), живому общению
с ныне живущими литераторами и потомками тех,
кого уже нет, благодаря связям с обменными
фондами библиотек в самых разных регионах и были
сформированы экспозиции и фонды музея.
Существовала договоренность и с областным
краеведческим музеем (возглавлял его в тот
период П.Босый) о передаче части его фондов,
имеющих литературоведческое значение, новому
музею. Сотрудники музея Карпенко-Карого отобрали
в краеведческом музее более тысячи единиц
хранения. Однако Павел Босый оставил свой пост
ради иных перспектив (ныне он, напомним читателю,
профессор сценографии в США), и все прежние
договоренности растаяли, как дым...
С самого начала, когда еще только
формировалась концепция нового музея, были
приняты два важных решения. Во-первых, он не
должен дублировать музей на Хуторе "Надія".
Во-вторых, являясь городским литературно-мемориальным
музеем, таково, кстати, его официальное название,
одновременно должен стать и литературным музеем
- фиксирующим литературные процессы на
территории Кировоградщины. Потому два музейных
зала отданы писателям-землякам и другим авторам,
жизнь и творчество которых так или иначе связаны
с нашим краем. И экспозиции в этих залах
постоянно меняются. Так, специально к 16-летию
музея открыты экспозиции, посвященные писателям,
которым в этом году исполнилось (или исполнилось
бы) восемьдесят, - Борису Чамлаю, Владимиру
Бровченко, Леониду Тендюку и Станиславу
Стриженюку.
Немало в экспозиции материалов,
посвященных писателям-эмигрантам, выходцам из
Елисаветграда, а также и ныне живущим авторам
Кировоградщины. А всего фонды музея охватывают
около 300 имен (столь богатой литературными
талантами оказалась кировоградская земля). И в
период поиска этих имен тоже случались открытия.
Примером может служить литературовед
Павел Негретое. Кировоградец, он в 1945-м угодил в
сталинские лагеря, отбывал срок в Воркуте, не
было уверенности, что дожил до наших дней. Но,
оказалось, литератор жив. Был освобожден в период
хрущевской оттепели, остался в Воркуте, а
реабилитирован в 1990-х. Началась переписка. Его
произведения и подлинные письма также пополнили
фонды музея. Умер Павел Негретое в 2004 г. и
похоронен в Воркуте.
Похожей была и история поисков прозаика
Павла Гельбака, уроженца Кировограда. Музей
надеялся найти хотя бы его родственников,
которые предположительно проживали в Вильнюсе. И...
к своему удивлению, нашел самого писателя! И где!
На Дальнем Востоке - на острове Русский. Тяжело
переживая развал СССР, Гельбак по-своему выразил
протест: уехал из Вильнюса на Дальний Восток.
Книги, которые он присылал музею, шли морем, были
тщательно упакованы в полиэтилен, а на нем были
видны следы морской соли...
16 лет - это, конечно, не юбилейная дата, не
повод для широкоформатного праздника. Но для
человека это время, когда начинается переход из
юности в зрелость. И поздравить музей с очередным
днем рождения пришли литераторы, представители
Национального союза писателей, Конгресса
литераторов Украины и управления культуры и
просто друзья музея, хорошо известного в
педагогических, музейных, издательских и
библиотечных кругах. Здесь постоянно проходят
творческие встречи, проводятся экскурсии для
школьников и студентов.
Проблем, конечно, тоже хватает. Число
единиц хранения в фондах музея достигло почти 13
тысяч, для них уже элементарно не хватает места,
нужно делать пристройки. Нет Интернета. Хотя
музей и имеет свой электронный адрес, для работы
с ним директор использует свой собственный
домашний компьютер. Но и признаки зрелости
налицо. В эти дни музей начал работу над
подготовкой литературного словаря
Кировоградщины. В основу будет положен
литературный словарь Леонида Куценко, изданный в
1995-м. Но за шестнадцать лет в литературе родного
края появилось много новых имен. Конечно, кто из
нынешних литераторов займет свое прочное место в
литературе, а кто пройдет в ней по обочине,
покажет только время. Но ведь известно, что
Пушкины и Гоголи не рождаются на пустом месте -
нужны литературная среда, питательная почва,
гумус. И свой вклад в создание такой среды вносит
и музей Карпенко-Карого. |