В
октябре 2012 года исполнится 130 лет со времени
основания Марком Кропивницким Общества актеров,
или, как мы говорим, театра корифеев. По сути, 27
октября 1882 года в Елисаветграде с "Наталки
Полтавки" началась история именно украинского
профессионального театра (не забудем, что за
шесть лет до этого украинский язык был запрещен и
в печати, и в общественной жизни). В 1982 году
постановлением ЮНЕСКО отметили 100-летний юбилей
театра, с тех пор на международном уровне
отмечаются все следующие даты.
В конце 2011 года губернатором
Кировоградской области Сергеем Лариным были
отданы распоряжения о проведении мероприятий,
связанных со 130-летием первого украинского
профессионального театра. Следует отметить, что
15 февраля 2012 года V областные Куценковские чтения
были посвящены именно этой дате и, конечно же,
известному писателю, краеведу, доктору
филологических наук, профессору Кировоградского
педагогического университета имени В.Винниченко
Леониду Куценко. По сложившейся традиции прошли
они в Кировоградском городском литературно-мемориальном
музее И.Карпенко-Карого.
Первые
Куценковские чтения в 2008 году были посвящены
памяти Леонида Куценко, вторые - 70-летию
образования Кировоградской области, третьи в 2010
году- 155-летию со дня рождения известного
краеведа, археолога, преподавателя
Елисаветградского реального земского училища
Владимира Ястребова, в 2011 году на Куценковских
чтениях обговаривались вопросы, касающиеся
исключительно проблем изучения древней истории
и археологии. И вот в этом году темой
исследований были вопросы, связанные с историей
нашего театра.
Прежде всего о Леониде Куценко, в честь
которого и названы литературно-краеведческие
Чтения. Напомним нашим читателям, что жизнь его
трагически оборвалась 22 декабря 2006 года. Каждый
год, начиная с 2008, 15 февраля, в день его рождения,
проходят Куценковские чтения. Это совместный
проект областного института последипломного
педагогического образования имени Василия
Сухомлинского, городского литературно-мемориального
музея И.Карпенко-Карого, областной организации
Национального союза краеведов Украины и отдела
сбережения культурного наследия Кировоградской
облгосадминистрации. Целью чтений, как мы уже не
раз писали, является не только увековечение
памяти Леонида Куценко, а также популяризация
его научных идей, привлечение научных работников,
педагогов, студентов, ученической молодёжи,
работников музеев к изучению, исследованию и
сбережению историко-культурного наследия
родного края.
Леонид Куценко родился 15 февраля 1953 года в
селе Ольховое Ульяновского района
Кировоградской области в семье учителей. Окончил
филологический факультет Кировоградского
педагогического института имени А.С.Пушкина. С 1982
года работал там на кафедре украинской
литературы, был деканом филологического
факультета. Защитил сначала кандидатскую, а
затем докторскую диссертации, был членом
Национального союза писателей Украины. Леонид
Васильевич - заслуженный работник народного
образования Украины, лауреат областной
литературной премии имени Евгения Маланюка и
премии Фонда Воляников-Швабинских Фундации
Украинского Свободного университета в США. Он
является автором большого количества книг, в их
числе "Боян Степової Еллади", "Благословенні
ви, сліди...", "Євангеліє чужих піль. Подорож
до двох вигнанців" (вместе с В.Панченко), "Як
перший пелюсток весни... Інтимна лірика Є.Маланюка.
Три обраниці поетової музи", "Дараган Юрій.
Срібні сурми", "Крицеве слово" и другие.
Был прекрасным педагогом, великолепным
организатором, человеком, который был постоянно
в поисках и в работе. Поражала его настойчивость
в добывании фактов и возвращении украинской
культуре забытых имен. Был удивительно
порядочным и доброжелательным человеком.
Поскольку основной сферой его
деятельности были жизнь и творчество поэта
Евгения Маланюка, то в самом начале Куценковских
чтений участникам мероприятия был предложен
фильм режиссера Николая Горохова "Покарано
степом..." - о Евгении Маланюке и Леониде
Куценко. В фильме не просто рассказывается о
поэте-земляке Евгении Маланюке и исследователе
его творчества Леониде Куценко, а используется
своеобразный прием: проводится параллель на
разных этапах жизни между этими двумя
интересными личностями. Используются элементы
игрового кино, так что смело можно сказать, что
фильм "Покарано степом..." - художественно-документальный.
Евгению Маланюку была посвящена и выставка,
подготовленная к 115 годовщине со дня его рождения
(1 февраля). Тёплыми воспоминаниями о Леониде
Куценко поделились директор Кировоградского
городского литературно-мемориального музея И.
Карпенко-Карого Екатерина Лисняк, председатель
Кировоградской областной организации
Национального союза краеведов Олег Бабенко,
заведующая кабинетом украиноведения и
краеведения областного института
последипломного педагогического образования
имени В.Сухоминского Лариса Гайда и многие
другие выступающие. Лариса Анатольевна, в
частности, отметила, что основная идея Чтений как
раз л заключается в популяризации всех
литературных и культурных процессов, которые
происходят в нашем крае - в данном случае это 130-летие
первого украинского профессионального театра.
Из
сообщений участников Чтений стало ясно,
насколько серьезно отнеслись к юбилейной
театральной теме исследователи. Тематика
выступлений была самой разнообразной:
председатель совета Кировоградской городской
организации ветеранов Виталий Виевский (в
прошлом преподаватель украинской литературы
педуниверситета имени В.Винниченко) рассказал о
первых шагах театральной деятельности Марии
Заньковецкой именно в Елисаветграде; Ольга
Недогода, хранитель фондов мемориального музея М.Кропивницкого,
исследовала жизнь и творчество Марии Доленко -
ученицы Марка Кропивницкого.
Жаль,
что в зале литературного музея мало места, иначе
можно было бы пригласить на Чтения большее
количество людей, любящих театр и интересующихся
его историей. Думается, что судьба Марии
Константиновны Доленко (это псевдоним, девичья
фамилия Смирнова) заинтересовала бы многих.
Узнали бы из сообщений Ольги Яковлевны, что Мария
родилась в Петербурге в 1867 году, рано осталась
без родителей, воспитывалась старшим братом. В 1883
году она узнает о театральной труппе М.Кропивницкого,
куда и поступает в том же году. Марк Лукич оценил
талант 16-летней девушки, хотя она не имела ни
музыкального, ни театрального образования. На
гастролях в Таганроге в 1884 году она встретилась с
будущим ветеринарным врачом (в советское время
профессором, учёным-бактериологом) Николаем
Агалли, который вскоре познакомит её со своим
другом детства Антоном Чеховым. Если верить
исследованиям литературоведов, то Антон
Павлович был влюблён в Марию Доленко, но она
предпочла Николая Агалли. На театральной сцене
Мария выступала 10 лет - ушла из театра в 1893 году
после рождения третьего ребенка, осталась жить в
Харькове. Ольга Недогода процитировала рецензии
на выступления Марии Доленко с труппами Н.Садовского,
М.Старицкого, М.Кропивницкого во многих городах
России, в том числе Одессе и Петербурге, везде
отзывы на игру актрисы были положительными,
особенно нравилась она в роли Гали в "Назаре
Стодоле" Т.Шевченко. Умерла Мария
Константиновна в 1944 году в Москве, куда она
переехала к старшей дочери после ареста мужа
Николая Агалли (в 60-х годах был реабилитирован).
Становится понятным, почему о ней долго не писали
- видимо, потому что жена "врага народа". В
настоящее время во Львове живет ее внучка
Марчетта Сергеевна Волошина, с которой
сотрудниками музея М.Кропивницкого
поддерживается связь.
Из выступления начальника отдела
информации и использования документов
Государственного архива Кировоградской области
Ольги Трибуцкой всем желающим можно было узнать
о театральных и литературных процессах в
Елисаветграде в 1917-1921 годах (по материалам прессы).
Трудным был 1917 год, но театральная жизнь не
останавливалась. Как писала пресса, в 1917 году с
большим удовольствием зрители ходили на
спектакли театральной труппы Кравченко,
предлагавшей жителям города разнообразный
репертуар, в том числе "Анну Каренину" по
произведению Л.Толстого, "Горе от ума" А.
Грибоедова, "Тот, кто получает пощёчины" Л.Андреева.
Опять-таки, если верить прессе, долго в
Елисаветграде обсуждалась встреча с поэтом
Игорем Северяниным.
Пользовались популярностью спектакли,
поставленные труппой под руководством братьев
Ивана и Марка Марьяненко. На афишах значились
пьесы М.Старицкого "Маруся Богуславка" и "Цыганка
Аза", И.Карпенко-Карого "Безталанна" и "Мартин
Боруля", С. Черкасенко "Про що тирса
шелестіла". Ставились пьесы В.Винниченко,
кстати, газеты тогда отмечали, что произведения С.Черкасенко
и В.Винниченко - это новые явления в украинской
драматургии. Уже в советский период, в 1921 году,
критики называли пьесы В.Винниченко, некоторые
произведения М.Старицкого и И. Карпенко-Карого,
например, "Марусю Богуславку" и "Безталанну"
безыдейными, не в революционном духе того
времени. Интересно узнать, что у нас в
Елисаветграде в 1919 году пьесой М.Горького "На
дне" открылся красноармейский театр, а через
год концертом русской песни - интимный театр. В
тот период в городе работала очень известная
труппа Дмитрия Гайдемаки (это её спектакли
власть называла безыдейными). Своего
революционного репертуара для театра власть не
имела, поэтому в своих пропагандистских целях
использовала классические произведения. Стоит
полагать, что думающие зрители оценивали
произведения, как положено, понимали авторские
идеи, правда, в силу политического момента не
могли написать об этом на страницах печати, так
что многое об актерском и режиссерском
мастерстве тех лет мы уже никогда не узнаем.
Каждый зритель понимает, как важно для
восприятия того или иного драматического
произведения художественное оформление сцены. А
много ли мы знаем о театральных художниках?
Исследования ведущего научного сотрудника
городского художественно-мемориального музея А.Осмёркина
Андрея Надеждина как раз посвящены театральным
художникам Николаю Сакевичу (1900-1974) и Эсфирь
Белецкой (1905-1992).
Почти 30
лет их жизнь была связана с Кировоградским
академическим областным украинским музыкально-драматическим
театром имени М. Кропивницкого. Николай Сакевич
родился в Одессе, окончил художественную школу-студию,
а затем художественный институт (сейчас
художественное училище имени М. Грекова). Сначала
работал художником в театре Садовского в Одессе,
затем был донецкий театр, где он и познакомился с
Эсфирь Белецкой - она тогда сотрудничала вместе с
Григорием Воловиком. Позже Сакевич и Белецкая
будут всегда работать там, куда поедет Воловик.
Так они и оказались после войны в Кировограде.
Интересный факт сообщил Андрей Надеждин, что уже
в 1947 году Воловик, Сакевич, а также художник
театра русской драмы им. Кирова Локшин
реставрировали театр. Тогда к ним присоединился
и молодой художник Василий Ерёменко. Были
придуманы эскизы, по которым оформили фойе,
сделана была позолоченная лепнина в зрительном
зале, прекрасная люстра на "Красной звезде".
В начале 70-х годов театр сильно пострадал
после пожара, его восстановили, но не в том
прекрасном виде, какой был до этого (надеемся, что
восстановят к юбилею - авт.). Николай Сакевич
поставил в Кировограде более 100 пьес, в их числе
"Лиха доля" М.Старицкого, "Тарас Бульба"
М.Рыльского, "Катерина" Т.Шевченко. Эсфирь
Григорьевна Белецкая больше занималась
костюмами, хотя и оформляла спектакли ("Анджело"
по В.Гюго). Первая посмертная выставка художников
Сакевича и Белецкой была в 1997 году в музее А.Осмеркина.
Очень много, судя по выставленным тогда работам,
в основном эскизам, отметил Андрей Михайлович, не
было реализовано. Хотелось бы, чтобы имена
художников не затерялись, и знали их не только
специалисты, но и все любители театра, в первую
очередь нашего, кировоградского. Как, впрочем,
должны знать и о том, что в Кировограде в
советские времена был единственный в Украине
народный театр оперетты, уничтоженный после
развала Советского Союза. Так вот оперетта,
утверждает главный хранитель фондов городского
музея музыкальной культуры имени Кароля
Шимановского Елена Классова, всегда была
популярна в Елисаветграде-Кировограде. Об этом
было её выступление на Куценковских чтениях.
Преподаватель Кировоградского
музыкального училища Марина Долгих темой для
исследования взяла "Музыкальные рефлексии
семьи Тобилевичей", о Кароле Шимановском и
музыкальном театре поведал директор городского
музея музыкальной культуры имени Кароля
Шимановского Александр Полячок. Были сообщения и
о современных аматорских театральных кружках. В
том числе и студенческих. О них рассказали
учительница украинского языка и литературы
Светловодской школы №7 И.Усик и преподаватель
Кировоградского музыкального училища Л.Френчко.
Конечно же, слушателей заинтересовало
выступление профессора сценографии
университета Сан-Диего (США) Павла Босого.
Оно
касалось современного театра: традициям и
инновациям. Например, новым интерпретациям
произведений Шекспира, в том числе и сонетов - как
это делают многие : тадные театры, например,
коллектив "Берлинер ансамбль". Очень
интересно. Хотя некоторые предпочитают
классический подход. И дело не только во вкусах и
времени. Мы не так просто отказываемся от своих
привязанностей, устоявшихся взглядов. И это не
всегда идет нам на пользу.
Вот такой разговор о театре состоялся во
время V Куценковских чтений, посвященных Леониду
Куценко и 130-летию украинского профессионального
театра. А сколько их еще будет в этом году! |