Публікації

ТЕАТРУ КОРИФЕЕВ 130, ИЛИ КУЦЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2012


   В октябре 2012 года исполнится 130 лет со времени основания Марком Кропивницким Общества актеров, или, как мы говорим, театра корифеев. По сути, 27 октября 1882 года в Елисаветграде с "Наталки Полтавки" началась история именно украинского профессионального театра (не забудем, что за шесть лет до этого украинский язык был запрещен и в печати, и в общественной жизни). В 1982 году постановлением ЮНЕСКО отметили 100-летний юбилей театра, с тех пор на международном уровне отмечаются все следующие даты.
   В конце 2011 года губернатором Кировоградской области Сергеем Лариным были отданы распоряжения о проведении мероприятий, связанных со 130-летием первого украинского профессионального театра. Следует отметить, что 15 февраля 2012 года V областные Куценковские чтения были посвящены именно этой дате и, конечно же, известному писателю, краеведу, доктору филологических наук, профессору Кировоградского педагогического университета имени В.Винниченко Леониду Куценко. По сложившейся традиции прошли они в Кировоградском городском литературно-мемориальном музее И.Карпенко-Карого.

apub161.jpg (20805 bytes)

   Первые Куценковские чтения в 2008 году были посвящены памяти Леонида Куценко, вторые - 70-летию образования Кировоградской области, третьи в 2010 году- 155-летию со дня рождения известного краеведа, археолога, преподавателя Елисаветградского реального земского училища Владимира Ястребова, в 2011 году на Куценковских чтениях обговаривались вопросы, касающиеся исключительно проблем изучения древней истории и археологии. И вот в этом году темой исследований были вопросы, связанные с историей нашего театра.
   Прежде всего о Леониде Куценко, в честь которого и названы литературно-краеведческие Чтения. Напомним нашим читателям, что жизнь его трагически оборвалась 22 декабря 2006 года. Каждый год, начиная с 2008, 15 февраля, в день его рождения, проходят Куценковские чтения. Это совместный проект областного института последипломного педагогического образования имени Василия Сухомлинского, городского литературно-мемориального музея И.Карпенко-Карого, областной организации Национального союза краеведов Украины и отдела сбережения культурного наследия Кировоградской облгосадминистрации. Целью чтений, как мы уже не раз писали, является не только увековечение памяти Леонида Куценко, а также популяризация его научных идей, привлечение научных работников, педагогов, студентов, ученической молодёжи, работников музеев к изучению, исследованию и сбережению историко-культурного наследия родного края.
   Леонид Куценко родился 15 февраля 1953 года в селе Ольховое Ульяновского района Кировоградской области в семье учителей. Окончил филологический факультет Кировоградского педагогического института имени А.С.Пушкина. С 1982 года работал там на кафедре украинской литературы, был деканом филологического факультета. Защитил сначала кандидатскую, а затем докторскую диссертации, был членом Национального союза писателей Украины. Леонид Васильевич - заслуженный работник народного образования Украины, лауреат областной литературной премии имени Евгения Маланюка и премии Фонда Воляников-Швабинских Фундации Украинского Свободного университета в США. Он является автором большого количества книг, в их числе "Боян Степової Еллади", "Благословенні ви, сліди...", "Євангеліє чужих піль. Подорож до двох вигнанців" (вместе с В.Панченко), "Як перший пелюсток весни... Інтимна лірика Є.Маланюка. Три обраниці поетової музи", "Дараган Юрій. Срібні сурми", "Крицеве слово" и другие. Был прекрасным педагогом, великолепным организатором, человеком, который был постоянно в поисках и в работе. Поражала его настойчивость в добывании фактов и возвращении украинской культуре забытых имен. Был удивительно порядочным и доброжелательным человеком.
   Поскольку основной сферой его деятельности были жизнь и творчество поэта Евгения Маланюка, то в самом начале Куценковских чтений участникам мероприятия был предложен фильм режиссера Николая Горохова "Покарано степом..." - о Евгении Маланюке и Леониде Куценко. В фильме не просто рассказывается о поэте-земляке Евгении Маланюке и исследователе его творчества Леониде Куценко, а используется своеобразный прием: проводится параллель на разных этапах жизни между этими двумя интересными личностями. Используются элементы игрового кино, так что смело можно сказать, что фильм "Покарано степом..." - художественно-документальный. Евгению Маланюку была посвящена и выставка, подготовленная к 115 годовщине со дня его рождения (1 февраля). Тёплыми воспоминаниями о Леониде Куценко поделились директор Кировоградского городского литературно-мемориального музея И. Карпенко-Карого Екатерина Лисняк, председатель Кировоградской областной организации Национального союза краеведов Олег Бабенко, заведующая кабинетом украиноведения и краеведения областного института последипломного педагогического образования имени В.Сухоминского Лариса Гайда и многие другие выступающие. Лариса Анатольевна, в частности, отметила, что основная идея Чтений как раз л заключается в популяризации всех литературных и культурных процессов, которые происходят в нашем крае - в данном случае это 130-летие первого украинского профессионального театра.

apub162.jpg (20475 bytes)

   Из сообщений участников Чтений стало ясно, насколько серьезно отнеслись к юбилейной театральной теме исследователи. Тематика выступлений была самой разнообразной: председатель совета Кировоградской городской организации ветеранов Виталий Виевский (в прошлом преподаватель украинской литературы педуниверситета имени В.Винниченко) рассказал о первых шагах театральной деятельности Марии Заньковецкой именно в Елисаветграде; Ольга Недогода, хранитель фондов мемориального музея М.Кропивницкого, исследовала жизнь и творчество Марии Доленко - ученицы Марка Кропивницкого.

apub163.jpg (26691 bytes)

   Жаль, что в зале литературного музея мало места, иначе можно было бы пригласить на Чтения большее количество людей, любящих театр и интересующихся его историей. Думается, что судьба Марии Константиновны Доленко (это псевдоним, девичья фамилия Смирнова) заинтересовала бы многих. Узнали бы из сообщений Ольги Яковлевны, что Мария родилась в Петербурге в 1867 году, рано осталась без родителей, воспитывалась старшим братом. В 1883 году она узнает о театральной труппе М.Кропивницкого, куда и поступает в том же году. Марк Лукич оценил талант 16-летней девушки, хотя она не имела ни музыкального, ни театрального образования. На гастролях в Таганроге в 1884 году она встретилась с будущим ветеринарным врачом (в советское время профессором, учёным-бактериологом) Николаем Агалли, который вскоре познакомит её со своим другом детства Антоном Чеховым. Если верить исследованиям литературоведов, то Антон Павлович был влюблён в Марию Доленко, но она предпочла Николая Агалли. На театральной сцене Мария выступала 10 лет - ушла из театра в 1893 году после рождения третьего ребенка, осталась жить в Харькове. Ольга Недогода процитировала рецензии на выступления Марии Доленко с труппами Н.Садовского, М.Старицкого, М.Кропивницкого во многих городах России, в том числе Одессе и Петербурге, везде отзывы на игру актрисы были положительными, особенно нравилась она в роли Гали в "Назаре Стодоле" Т.Шевченко. Умерла Мария Константиновна в 1944 году в Москве, куда она переехала к старшей дочери после ареста мужа Николая Агалли (в 60-х годах был реабилитирован). Становится понятным, почему о ней долго не писали - видимо, потому что жена "врага народа". В настоящее время во Львове живет ее внучка Марчетта Сергеевна Волошина, с которой сотрудниками музея М.Кропивницкого поддерживается связь.
   Из выступления начальника отдела информации и использования документов Государственного архива Кировоградской области Ольги Трибуцкой всем желающим можно было узнать о театральных и литературных процессах в Елисаветграде в 1917-1921 годах (по материалам прессы). Трудным был 1917 год, но театральная жизнь не останавливалась. Как писала пресса, в 1917 году с большим удовольствием зрители ходили на спектакли театральной труппы Кравченко, предлагавшей жителям города разнообразный репертуар, в том числе "Анну Каренину" по произведению Л.Толстого, "Горе от ума" А. Грибоедова, "Тот, кто получает пощёчины" Л.Андреева. Опять-таки, если верить прессе, долго в Елисаветграде обсуждалась встреча с поэтом Игорем Северяниным.

apub164.jpg (22504 bytes)

   Пользовались популярностью спектакли, поставленные труппой под руководством братьев Ивана и Марка Марьяненко. На афишах значились пьесы М.Старицкого "Маруся Богуславка" и "Цыганка Аза", И.Карпенко-Карого "Безталанна" и "Мартин Боруля", С. Черкасенко "Про що тирса шелестіла". Ставились пьесы В.Винниченко, кстати, газеты тогда отмечали, что произведения С.Черкасенко и В.Винниченко - это новые явления в украинской драматургии. Уже в советский период, в 1921 году, критики называли пьесы В.Винниченко, некоторые произведения М.Старицкого и И. Карпенко-Карого, например, "Марусю Богуславку" и "Безталанну" безыдейными, не в революционном духе того времени. Интересно узнать, что у нас в Елисаветграде в 1919 году пьесой М.Горького "На дне" открылся красноармейский театр, а через год концертом русской песни - интимный театр. В тот период в городе работала очень известная труппа Дмитрия Гайдемаки (это её спектакли власть называла безыдейными). Своего революционного репертуара для театра власть не имела, поэтому в своих пропагандистских целях использовала классические произведения. Стоит полагать, что думающие зрители оценивали произведения, как положено, понимали авторские идеи, правда, в силу политического момента не могли написать об этом на страницах печати, так что многое об актерском и режиссерском мастерстве тех лет мы уже никогда не узнаем.
   Каждый зритель понимает, как важно для восприятия того или иного драматического произведения художественное оформление сцены. А много ли мы знаем о театральных художниках? Исследования ведущего научного сотрудника городского художественно-мемориального музея А.Осмёркина Андрея Надеждина как раз посвящены театральным художникам Николаю Сакевичу (1900-1974) и Эсфирь Белецкой (1905-1992).

apub165.jpg (20467 bytes)

   Почти 30 лет их жизнь была связана с Кировоградским академическим областным украинским музыкально-драматическим театром имени М. Кропивницкого. Николай Сакевич родился в Одессе, окончил художественную школу-студию, а затем художественный институт (сейчас художественное училище имени М. Грекова). Сначала работал художником в театре Садовского в Одессе, затем был донецкий театр, где он и познакомился с Эсфирь Белецкой - она тогда сотрудничала вместе с Григорием Воловиком. Позже Сакевич и Белецкая будут всегда работать там, куда поедет Воловик. Так они и оказались после войны в Кировограде. Интересный факт сообщил Андрей Надеждин, что уже в 1947 году Воловик, Сакевич, а также художник театра русской драмы им. Кирова Локшин реставрировали театр. Тогда к ним присоединился и молодой художник Василий Ерёменко. Были придуманы эскизы, по которым оформили фойе, сделана была позолоченная лепнина в зрительном зале, прекрасная люстра на "Красной звезде".
   В начале 70-х годов театр сильно пострадал после пожара, его восстановили, но не в том прекрасном виде, какой был до этого (надеемся, что восстановят к юбилею - авт.). Николай Сакевич поставил в Кировограде более 100 пьес, в их числе "Лиха доля" М.Старицкого, "Тарас Бульба" М.Рыльского, "Катерина" Т.Шевченко. Эсфирь Григорьевна Белецкая больше занималась костюмами, хотя и оформляла спектакли ("Анджело" по В.Гюго). Первая посмертная выставка художников Сакевича и Белецкой была в 1997 году в музее А.Осмеркина. Очень много, судя по выставленным тогда работам, в основном эскизам, отметил Андрей Михайлович, не было реализовано. Хотелось бы, чтобы имена художников не затерялись, и знали их не только специалисты, но и все любители театра, в первую очередь нашего, кировоградского. Как, впрочем, должны знать и о том, что в Кировограде в советские времена был единственный в Украине народный театр оперетты, уничтоженный после развала Советского Союза. Так вот оперетта, утверждает главный хранитель фондов городского музея музыкальной культуры имени Кароля Шимановского Елена Классова, всегда была популярна в Елисаветграде-Кировограде. Об этом было её выступление на Куценковских чтениях.
   Преподаватель Кировоградского музыкального училища Марина Долгих темой для исследования взяла "Музыкальные рефлексии семьи Тобилевичей", о Кароле Шимановском и музыкальном театре поведал директор городского музея музыкальной культуры имени Кароля Шимановского Александр Полячок. Были сообщения и о современных аматорских театральных кружках. В том числе и студенческих. О них рассказали учительница украинского языка и литературы Светловодской школы №7 И.Усик и преподаватель Кировоградского музыкального училища Л.Френчко. Конечно же, слушателей заинтересовало выступление профессора сценографии университета Сан-Диего (США) Павла Босого.

apub166.jpg (19859 bytes)

   Оно касалось современного театра: традициям и инновациям. Например, новым интерпретациям произведений Шекспира, в том числе и сонетов - как это делают многие : тадные театры, например, коллектив "Берлинер ансамбль". Очень интересно. Хотя некоторые предпочитают классический подход. И дело не только во вкусах и времени. Мы не так просто отказываемся от своих привязанностей, устоявшихся взглядов. И это не всегда идет нам на пользу.
   Вот такой разговор о театре состоялся во время V Куценковских чтений, посвященных Леониду Куценко и 130-летию украинского профессионального театра. А сколько их еще будет в этом году!

Людмила ФРЕНЧКО


"Ведомости плюс", 16.03.2012