Так
назывался День памяти, посвящённый прозаику и
киносценаристу Юрию Обжеляну, после болезни 16
февраля 2012 года покинувшему этот мир в расцвете
творческих и интеллектуальных сил. 8 мая 2012 года
писатель Юрий Обжелян, он же учитель математики
Липняжской средней школы, отмечал бы своё 50-летие,
Не получилось - зато получилось у всех тех, кто
любит и помнит его. Во главе с председателем
Кировоградской областной организации
Национального союза писателей Украины Василием
Бондарем собрались они в Кировоградском
городском литературно-мемориальном музее И.Карпенко-Карого,
чтобы добрым словом вспомнить обаятельного,
скромного, очень талантливого человека и его
произведения.
Вспоминали красивые места
Добровеличковки, где родился и жил Юрий Обжелян,
где закончил с золотой медалью школу. Позже
учился в Николаевском педагогическом институте,
а в 1994 году окончил в Москве ещё и Литературный
институт имени М.Горького. Вспоминали Юрия
Васильевича как человека и как писателя, в
творческой копилке которого было столько
неосуществлённых планов. Первые произведения
писал на русском языке, но уже в 2000 году, когда в
Кировограде был объявлен конкурс на областную
литературную премию имени Валерия Гончаренко, он
отправил на него произведения, написанные на
родном украинском языке. Следует отметить, что
Юрий Обжелян в 2001 году стал первым лауреатом этой
премии, а уже через три года литераторы
поздравляли своего коллегу с принятием его в
члены Национального союза писателей Украины.
Последние десять лет жизни Юрия Обжеляна были
довольно удачными. Во-первых, издана книга "Побратими",
во-вторых, написано несколько сценариев, по
которым было поставлено два фильма - об известных
украинских музыкантах XVIII века Максиме
Березовском и Дмитрии Бортнянском. В творческом
наследии Юрия Васильевича роман "Последний
караван", исторические и фантастические
рассказы, киносценарии "Архив д'Эона", "Казацкие
сабли", "После войны".
В 2006 году режиссёр Николай Федюк снял
четырёхсерийный фильм "Тайна маэстро",
одним из авторов сценария которого был Юрий
Обжелян. Фильм о выдающемся украинском
композиторе XVIII века Максиме Березовском, не
просто современнике Моцарта, но и хорошо знавшем
его (оба будут членами Болонской музыкальной
академии). Юрия Васильевича, судя по всему, очень
интересовали прошлые столетия, в которых жили
талантливые личности украинцев, надолго забытых
в советские годы. Одним из таких и был композитор
Максим Березовский, о котором известно, что он
родился в 1745 году в городе Глухове - гетманской
столице, видимо, учился в Киево-Могилянской
академии, рано начал сочинять хоровые
произведения, был замечен высокопоставленными
людьми и позже стал петь в придворной капелле
Санкт-Петербурга. После прихода к власти
Екатерины II Березовского зачислили "певчим
итальянской компании", а затем отправили в
Италию. Там к нему пришёл небывалый успех, его
даже называли "Моцартом в хоре". Его имя
выбито золотом на мраморной доске на стене
Болонской академии рядом с именем Моцарта.
В сценарии фильма Юрий Обжелян много
внимания уделил любви Березовского и княжны
Таракановой (дочери Елизаветы Петровны и
Разумовского). Загадочен и трагичен образ княжны
Таракановой. Так ли это было на самом деле, но в
фильме разрабатывается версия, что именно
Березовский убедил Тараканову встретиться с
графом Орловым, который потом и отдал её на
расправу Екатерине II, не желавшей оставлять в
живых ту, которая могла претендовать на престол.
Таинственная смерть Березовского в 32 года - тоже
загадка. Возможно, это было убийство, считал
писатель Юрий Обжелян, кропотливо, шаг за шагом
изучавший эпоху, в которую жили Орловы,
Разумовский, Меньшиков, всё окружение
императрицы Екатерины II, чтобы с максимальной
точностью передать в киносценарии, а на экране
это сделали актёры Иван Городецкий, Олеся
Жураковская, Ольга Сумская, Сергей Романюк и
другие. Конечно же, в фильме звучала музыка
Максима Березовского.
Читателям хочется пожелать поближе
познакомиться с остросюжетными художественными
произведениями Юрия Обжеляна, в которых тонкая
ирония, широкая языковая палитра, знание
человеческих характеров, много поставленных
проблем и вопросов. А просмотренные фильмы по
киносценариям писателя, думается, расширят
представление о талантливом, рано ушедшем
писателе. |