"ЗГАДАЙМО ЙОГО, ПОБРАТИМИ"


apub170.jpg (12893 bytes) apub171.jpg (16629 bytes)

   Так назывался День памяти, посвящённый прозаику и киносценаристу Юрию Обжеляну, после болезни 16 февраля 2012 года покинувшему этот мир в расцвете творческих и интеллектуальных сил. 8 мая 2012 года писатель Юрий Обжелян, он же учитель математики Липняжской средней школы, отмечал бы своё 50-летие, Не получилось - зато получилось у всех тех, кто любит и помнит его. Во главе с председателем Кировоградской областной организации Национального союза писателей Украины Василием Бондарем собрались они в Кировоградском городском литературно-мемориальном музее И.Карпенко-Карого, чтобы добрым словом вспомнить обаятельного, скромного, очень талантливого человека и его произведения.
   Вспоминали красивые места Добровеличковки, где родился и жил Юрий Обжелян, где закончил с золотой медалью школу. Позже учился в Николаевском педагогическом институте, а в 1994 году окончил в Москве ещё и Литературный институт имени М.Горького. Вспоминали Юрия Васильевича как человека и как писателя, в творческой копилке которого было столько неосуществлённых планов. Первые произведения писал на русском языке, но уже в 2000 году, когда в Кировограде был объявлен конкурс на областную литературную премию имени Валерия Гончаренко, он отправил на него произведения, написанные на родном украинском языке. Следует отметить, что Юрий Обжелян в 2001 году стал первым лауреатом этой премии, а уже через три года литераторы поздравляли своего коллегу с принятием его в члены Национального союза писателей Украины. Последние десять лет жизни Юрия Обжеляна были довольно удачными. Во-первых, издана книга "Побратими", во-вторых, написано несколько сценариев, по которым было поставлено два фильма - об известных украинских музыкантах XVIII века Максиме Березовском и Дмитрии Бортнянском. В творческом наследии Юрия Васильевича роман "Последний караван", исторические и фантастические рассказы, киносценарии "Архив д'Эона", "Казацкие сабли", "После войны".
   В 2006 году режиссёр Николай Федюк снял четырёхсерийный фильм "Тайна маэстро", одним из авторов сценария которого был Юрий Обжелян. Фильм о выдающемся украинском композиторе XVIII века Максиме Березовском, не просто современнике Моцарта, но и хорошо знавшем его (оба будут членами Болонской музыкальной академии). Юрия Васильевича, судя по всему, очень интересовали прошлые столетия, в которых жили талантливые личности украинцев, надолго забытых в советские годы. Одним из таких и был композитор Максим Березовский, о котором известно, что он родился в 1745 году в городе Глухове - гетманской столице, видимо, учился в Киево-Могилянской академии, рано начал сочинять хоровые произведения, был замечен высокопоставленными людьми и позже стал петь в придворной капелле Санкт-Петербурга. После прихода к власти Екатерины II Березовского зачислили "певчим итальянской компании", а затем отправили в Италию. Там к нему пришёл небывалый успех, его даже называли "Моцартом в хоре". Его имя выбито золотом на мраморной доске на стене Болонской академии рядом с именем Моцарта.
   В сценарии фильма Юрий Обжелян много внимания уделил любви Березовского и княжны Таракановой (дочери Елизаветы Петровны и Разумовского). Загадочен и трагичен образ княжны Таракановой. Так ли это было на самом деле, но в фильме разрабатывается версия, что именно Березовский убедил Тараканову встретиться с графом Орловым, который потом и отдал её на расправу Екатерине II, не желавшей оставлять в живых ту, которая могла претендовать на престол. Таинственная смерть Березовского в 32 года - тоже загадка. Возможно, это было убийство, считал писатель Юрий Обжелян, кропотливо, шаг за шагом изучавший эпоху, в которую жили Орловы, Разумовский, Меньшиков, всё окружение императрицы Екатерины II, чтобы с максимальной точностью передать в киносценарии, а на экране это сделали актёры Иван Городецкий, Олеся Жураковская, Ольга Сумская, Сергей Романюк и другие. Конечно же, в фильме звучала музыка Максима Березовского.
   Читателям хочется пожелать поближе познакомиться с остросюжетными художественными произведениями Юрия Обжеляна, в которых тонкая ирония, широкая языковая палитра, знание человеческих характеров, много поставленных проблем и вопросов. А просмотренные фильмы по киносценариям писателя, думается, расширят представление о талантливом, рано ушедшем писателе.

Людмила ФРЕНЧКО


"Ведомости плюс", 1.06.2012