На
прошлой неделе в Литературно-мемориальном музее
Карпенко-Карого открылась выставка, посвященная
писателю и краеведу Николаю Кузьмичу Смоленчуку.
Николай Кузьмич родился в 1927 году, и его судьба –
это фактически судьба всего поколения. Угнанный
подростком в Германию, попавший потом в
фильтрационный лагерь в наказание за это, он
после войны окончил пединститут, работал
директором в сельских школах, а потом на кафедре
литературы в институте.
– Вот посмотрите, – говорит хранитель фондов
музея Лариса Хосяинова. - Это его диплом
кандидата наук. Обратите внимание на год – 1971. А
теперь посмотрите на записи в трудовой книжке: в
этом же году его исключили из партии, обвинили в
буржуазном национализме и уволили из института,
просто за то, что он дал кому-то почитать статью
Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация?».
Три года он, кандидат наук, блестящий
литературовед, писатель, работал в заочной школе.
Он писал письма, добивался справедливости, и
через три года его восстановили в партии и
разрешили вернуться к преподавательской
деятельности.
Но нам Николай Смоленчук интересен прежде всего
как краевед. Многие факты о жизни Кропивницкого,
Карпенко-Карого, которые мы сегодня считаем
хрестоматийными, открыл именно Смоленчук. Он
работал очень скрупулезно: записывал
воспоминания, сравнивал их между собой, искал
документальные подтверждения и т.п. А еще именно
он первым выступал с инициативой открыть у нас в
области литературно-мемориальные музеи Марка
Кропивницкого, Ивана Карпенко-Карого, Ивана
Микитенко и Юрия Яновского.
– Вот эти его записи, - показывает Лариса
Хосяинова, - для нас уникальны. Здесь нет даты, но
по тому, что в тексте статьи он цитирует Сталина,
можно понять, что речь идет о начале пятидесятых
годов, когда Николай Кузьмич был еще студентом!
Он пишет именно об этом доме, о том, что здесь
необходимо открыть мемориальный музей.
Расписывает очень подробно, что нужно для этого
сделать, вплоть до того, куда расселить людей
(здесь в то время была коммуналка). Музей здесь
был открыт только в 1995 году, но все было сделано
именно так, как предлагал Николай Смоленчук в 50-х.
В музее Кропивницкого нам когда-то рассказали,
что в 1949-1950 годах земляк Марка Лукича бобринчанин
Николай Смоленчук сам нашел дом Марфы
Зайковской, в котором жил Кропивницкий, приезжая
в Елисаветград. Он ходил по соседям, записывал
воспоминания стариков и старушек о том, как
выглядели дом и двор во времена Зайковской. И
когда в 1982 году здесь открыли музей, то и дом, и
двор реконструировали именно по записям
Смоленчука.
У него было совершенно удивительное чутье – он
точно знал, что будет востребовано через 30-50-100
лет, что именно ему нужно успеть записать. Ну
зачем, казалось бы, описывать двор? Зачем
записывать воспоминания о Кропивницком старушек
из Бобринца, которые один раз мельком видели
великого режиссера, когда были детьми? Сегодня
все эти записи нужны и востребованы – из них
складывается цельная картина.
Замечательно, что в литературном музее сегодня
так же бережно хранят память о самом Смоленчуке.
На выставке представлены его книги, печатная
машинка, документы, рукописи и много уникальных
фотографий, которые передала в музей вдова
писателя Нинель Михайловна. |